пятница, 3 июля 2009 г.

Как черешня стала моим стимулом




Вот уже много лет подряд, в июне я покупаю большое блюдо черешни - ставлю его перед собой и очень медленно, наслаждаясь, съедаю его полностью - ем, даже тогда, когда уже не хочется. Ем и прислушиваюсь к себе - что я при этом чувствую.
Ощущаю ее сладковатый вкус и нежность мякоти. Любуюсь полупрозрачностью ягоды и думаю – это может быть счастьем? А целью? Или хотя бы стимулом.

Сейчас мне трудно об этом судить - чашка с вишневой ягодой давно перестала быть недосягаемо желанной.

А когда-то, именно она двинула так, что перевернула всю мою жизнь.
Конец 80-х…. Отследить и понять, что же происходит в стране было не просто сложно, а страшно…

Страшно от мыслей, что много просто не понимаешь и от понимания, что - то, что ты реально видишь – это маленькая верхушечка того, что происходит на самом деле в глубинах этого водоворота.
И хотя я работала в то время в обществе « Знание» - но именно, знаний и не хватало, не смотря на то, что с момента объявления перестройки – лекции приезжавших лекторов были все откровенней, а информация все пугающей..

«Новая экономическая политика», « интенсификация», перевороты в западной Европе - от всего этого в голове полная путаница. А в душе ожидание что-то грядет. Вот. Вот грохнет.. и страх –а я??? А мы???

Как мы среди всего этого – интеллигенция, обслуживающая идеологию партии. Те, кто украдкой читал Солженицына и . организовывал читательские конференции по книге Коротича ,которая разоблачала американский образ жизни.Проводили политбои и учили комсомольских активистов противостоять буржуазной идеологии,а по книгам с атеистической пропагандой изучали религию и в пасху красили яйца?

Мы уже многое понимали, но еще и многому верили..
Провинциальная простота.

И слушая по пять раз в день лекции Александра Починка , будущего Министра труда, а тогда молодого кандидата экономических наук и лектора областной организации общества « Знания», я понимала , что совершенно не вижу себя в этом новом и таком заманчивом мире- кооперативы, демократия, частная собственность

Что же будет?

А в июне 1991 года мне в последний раз выделили путевку на курорт в Нальчик. Получив свои 120 рублей отпускных и добавив 100 рублей, которые мне сунула мама на дорогу - я отправилась отдыхать.

Поселили нас втроем в комнате. Я, молодая девушка с Белоруссии, и чуть моложе меня женщина – откуда – то с севера.
И все было замечательно: и спартанская палата с раздолбанными тумбочками и хамство обслуживающего персонала в грязелечебнице - все казалось нормальным- мы же тогда не знали и просто не представляли, что условия отдыха могут быть совсем другими- а обслуге нужно было просто класть по рублю в санитарную книжечку- но откуда мне это было знать с нашими уральскими понятиями.

Все бы ничего, но в этом прекрасном городе, в эту прекрасную пору - на каждом углу продавалась эта блестящая ягода – 15 рублей за пол-литровую баночку.
Как же, я ее хотела!
И в первый же день, купив кулечек, я съела ее, не дойдя до корпуса и даже не помыв.
Исходя их моих 220 рублей, на которые нужно было купить билет на обратную дорогу, подарки двум дочкам, маме , ну и мужу , который был против этой поездки –на курорт дамочки едут за приключениями- это понятие прочно сидело в его голове, - поэтому никто к моему скромному бюджету ничего не добавил – больше мне рассчитывать на эту южную красавицу не приходилось.

А вот соседка- та, что с севера,оказалась новой кооператоршей, простая деревенская баба - они с мужем разводили нутрии и шили из них шапки.
Наверное, не легкий бизнес, да и деньги не шальные, но приехав из края, где и огурцов то досыта не ели в то время, она набросилась на эту черешню с не меньшей жадностью , чем мое желание. Она ела ее каждый день и не по одной банке – Она могла себе это позволить, а может, заслужила этого.

А я выходит, нет.…И меня просто пробило…

А я? Неужели я так и буду всю жизнь считать свои копейки. Сначала библиотечные 70 рублей, потом щедрые крохи от партийного стола в 120 рублей..
И в моем сознании пошли необратимые процессы..

Почему? Почему, я умная, с высшим образованием, со своей энергией - не могу себе позволить себе съесть лишнюю банку этой черешни..И это во время, когда появляются люди, которые могут позволить себе все…

Мои мозги просто кипели от мыслей и раздумий… Я еще не знала, чем я буду заниматься. Что я буду делать- торговать? (а как же моя интеллигентская позиция- торговля – это что-то постыдное и мамино:
«в магазин только через мой труп.»)

Чему –то, кого-то учить? – но кто за это будет сейчас платить деньги..?
Я еще ничего не знала и даже не представляла, что это будет -- но точно знала, буду учиться зарабатывать деньги, хотя бы для того, чтобы раз в году в июне месяце я могла купить большое блюдо влажной, сочной, сладкой черешни и есть ее до тех пор, пока организм сам не скажет—хватит..

В декабре 1991 года я зарегистрировала свою первую фирму, о которой через какое то время местная газета написала:
« Запала в душу ваша фирма с чарующим названьем « Илма»

Я ем черешню, разглядывая каждую ягодку, и думаю:
У каждого в жизни есть свой толчок к мысли:
• Я так жить больше не хочу и не буду
• Я хочу большего, чем имею в этой жизни
• Я хочу быть..
Я хочу .....
И жизнь откликается на наши желания и мысли, теперь – то я точно это знаю..

3 комментария:

Алена Антоненко комментирует...

Людмила, как я Вас понимаю. Для меня таким толчком - послужила свадьба друга семьи.

Не то что в то время жили натуральным хозяйством и ели только то, что вырастили сами, не то что уже пару лет не покупала себе ничего из обновок, не то что не могла позволить детям "ничего лишнего".

А именно то, что на свадьбу принято что-то дарить. А для того, что бы что-то купить, надо иметь деньги.

Нам с мужем на тот момент уже пару лет не платили зарплату. И тогда, я решилась - напекла пирожков и поехала продавать их на трассу.

Стыд то какой - учительница во время летних каникул на трассе торгует пирожками. Но за несколько дней я смогла собрать сумму и для подарка и для того, чтобы было в чем пойти.

Наверное, тогда со мной происходило то, о чем Вы написали в своем посте...

Сергей Комиссаров комментирует...

Добрый день, Людмила!

Хороший стимул!!!

Татьяна Соколова комментирует...

Людмила, никогда не "страдала" по черешне, как Вы, но Ваша статья очень задела...
Не всех мотивируют на изменения в жизни призрачные яхты и БМВ...
Некоторых отныне и навсегда - невозможность купить ребёнку именно те носочки в розовую полосочку, которые он так хотел... Или (хуже) - чудесное детское питание иностранной фирмы (а от нашего у маленького вспучивается и болит животик)... Или - просто блюдо с черешней, которой никогда раньше не могла наесться вдоволь!
Спасибо, Людмила, за Ваш сочный и правдивый рассказ! Перетащила его к себе на Паутинку.
С уважением и признательностью - Татьяна Соколова.